АЛАМАН-БАЙГА - (в Узбекистане — аламан-пойга), один из древнейших и популярнейших видов конного спорта у казахов и узбеков. У казахов — это скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию (5—15, а в прошлом и более 50 км), в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, а также при угоне табунов. В настоящее время проводят на ипподромах. У узбеков — скачка по степи до определённого места и обратно. Побеждает всадник, первым вернувшийся к исходному пункту. Иногда АЛМАН-БАЙГА проходит в форме погони за всадником, которому сначала дали возможность оторваться от общей группы. Включают в программу национальных праздников и спартакиад Узбекистана.
АРКАН-ТАРТЫШ - перетягивание каната двумя командами всадников или двумя всадниками.
АТ ЖЕГУ - казахский национальный вид коннного спорта. Участники соревнуются на скорость запрягания лошади и езды на повозках до условленнного финиша. В командном зачете побеждает команда, имеющая наименьшую сумму времени, показанного ее членами.
АТ-ОМЫРАУЛАСТЫРУ - казахский национальный вид коннного спорта, разновидность борьбы всадников. На ровной площадке чертят круг диаметром 10—15 м, в который выезжают 2 участника соревнований и вытесняют друг друга. При этом не наносят удары спортсменам и их лошадям, а лишь толкают их грудью своего коня. Побеждает наиболее ловкий всадник, хорошо владеющий своей лошадью, умело выполняющий повороты, обманные движения и остающийся в конце игры один в круге. Возможны и командные соревнования.
АТ-ЧАБЫШ - наиболее популярный среди киргизов вид скачек, подобный аламан-байге. Скакали обычно дети; раньше твердых правил не было. В 1952 они утверждены. Согласно им, проводят официальные личные и командные соревнования. К скачкам на дистанцию 5, 8, 10 и 12 км допускают лошадей 3—4 лет; на 15, 20 и 25 км — 5 лет и старше. Соревнования могут устраивать и на 30—40—50 км и более. К ним допускают особо подготовленных лошадей не моложе 5 лет.
АУДАРЫСПАК - казахский национальный вид коннного спорта, единоборство всадников. Задача — стащить противника с коня. Допускаются спортсмены не моложе 18 лет. Соревнования проводят в 3 весовых категориях.
БАЙГА - скачка на средние дистанции (3, 6, 9 км.) является одним из древних и популярных видов состязаний. Байга проводилась на всех праздниках и была доступна всем желающим в ней участвовать. Казахская байга устраивалась на ровной местности по замкнутому кругу. Скачки проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км. для лошадей 3-х лет (КУНАН БАЙГА), от 2,5 до 4,8 км для лошадей 4-х лет (ДОНЕН БАЙГА); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте 5 лет и старше (собственно БАЙГА). В настоящее время её проводят и на ипподромах.
БИТЬЁ БОЧЕК - Старинная игра народов Скандинавии. Всадники по очереди проезжают галопом мимо подвешенной на 3-метровой высоте деревянной бочки и стараются ударить по ней дубинкой. Если от бочки и крышки не останется и дощечки при ударе — вот и победитель.
БОЗ-КЯШИ - афганская командная конноспортивная игра. Число участников обеих команд не ограничено. Всадники размещаются по краям поля, в центре которого в яме глубиной 1 — 1,5 м находится козел (боз) или теленок. По сигналу судьи всадники устремляются к яме и стараются, опередив соперников, выхватить козла из ямы, обвезти его вокруг поля и положить обратно в яму. Команда, которой это удается, выигрывает. БОЗ-КЯШИ иногда продолжается несколько часов.
БОЙ СУЛТАНЧИКОВ - командная конноспортивная игра. Всадники, участвующие в ней, вооружены эспадронами и защищены фехтовальными масками, к которым сверху прикрепляют цветные (для каждой команды своего цвета) султаны или по 2 воздушных шарика на тонких бечевках. Необходимо сбить султан или проколоть воздушные шары у противника, после чего он покидает поле. Команда, в которой выбыли все всадники, проигрывает.
БУЗКАШИ - таджикская национальная конноспортивная игра, разновидность широко распространенного, у народов Средней Азии козлодрания. Участники БУЗКАШИ собираются у стартовой линии. Судья, отъехав на некоторое расстояние, бросает на землю тушу козла, что служит сигналом к началу игры. Каждый всадник стремится первым доскакать до места, где лежит туша козла, и схватить ее, не слезая с лошади. В борьбе за тушу каждый игрок старается отобрать ее у соперника и ускакать от преследователей. Побеждает тот, кто довезет тушу до финиша и бросит ее в условленном месте.
ГОНКИ ТЯЖЕЛОВОЗОВ - проводятся в ноябре в Японии, на острове Хоккайдо. Лошади с грузом, нередко довольно тяжелым, должны преодолеть затяжной подъем по неровной (перепаханной или зыбкой) почве. При этом учитывается не только тяжесть поклажи, но и скорость движения.
"ГОНЬБА" - устраивается по праздникам в России во многих населенных пунктах и городах, не имеющих ипподромов. Представляет собой состязания упряжных лошадей.
ГУЙБОЗИ - см. ЧАВГОНОБОЗИ.
ДА-КЮ - игра, популярная в Стране восходящего солнца. Напоминает конный баскетбол или хоккей. Соревнуются две команды. Всадники, облаченные в одежды XVI—XVII веков, вооружены клюшками с сетчатыми кошельками на концах. Ими участники стараются подхватить мяч и забросить его в круглое отверстие диаметром 50 см в воротах противника. Интересно, что большинство зрителей, особенно дети, на таких соревнованиях оказываются впервые и никогда не видывали живых лошадей. И почти половина болельщиков становятся, побывав на соревнованиях, ярыми поклонниками конного спорта.
ДАШВЕБА - грузинский национальный вид конного спорта, скачка на дистанцию 5-6 км. с горы до ипподрома.
ДЖАМБУ-АТУ - см. НИЗАКИ-НЕТУМ.
ДЖЕРИДА - Тунисская конная игра: иммитация боевых сражений всадников.
ДЖИГИТ-ЖАРЫС - казахский национальный вид коннного спорта, соревнование на скорость седловки и последующей скачки. Участники выстраиваются на старте с неоседланными лошадьми, по команде седлают их, садятся и скачут к финишу, после чего судьи проверяют седловку. Победителем признают участника, прискакавшего первым на правильно оседланной лошади.
ДЖИМХАНА - (джимкана), конная игра, первоначально возникшая (по некоторым данным) в Индии. В прошлом практиковалась в коннице для развития у солдат-кавалеристов ловкости и сообразительности. В настоящее время имеет выраженный шуточный характер. Проводят в манеже или на открытой площадке с общим или раздельным стартом. На короткой дистанции участники выполняют серию более или менее сложных упражнений. Например, двигаясь рысью или галопом, они должны расседлать лошадь и ехать дальше без седла; сесть спиной вперед и в таком положении преодолеть небольшое препятствие; спешиться, взять у судьи запечатанный конверт, сесть толчком в седло, вскрыть на ходу конверт, прочитать написанное в нем задание и выполнить его. Чем разнообразнее и оригинальнее упражнения, тем оживленнее и веселее проходит игра. За каждое невыполненное задание, а также за превышение контрольного времени участников игры штрафуют. Выигрывает спортсмен, закончивший дистанцию с наименьшей суммой штрафных очков.
ДЖИРИТИ - грузинский национальный вид спортивной джигитовки. Включает толчки через лошадь, стрельбу в цель с коня, поднятие с земли папахи и другие упражнения.
ДЖОРГА-САЛЫШ - бег иноходцев под всадниками.
ДОГИ - грузинский национальный вид конного спорта - скачки по сильно пересеченной местности на неоседланных лошадях.
ЖОРГА-ЖАРЫС - казахский национальный вид коннного спорта, заезды иноходью под седлом. Проводят на короткие дистанции. За третий сбой с иноходи на галоп участника исключают из соревнований.
ИССИНДИ - грузинская конная национальная игра, получившая название от одноименного метательного копья, которое в ней используется. Проводят ИССИНДИ на ровной прямоугольной площадке размером 150x200x50 м. Внутри этого участка на расстоянии 15 м от коротких сторон флагами обозначают 2 линии, за которыми находятся «площадки вызова». Две команды по 6 всадников располагаются в разных концах за лицевой линией площадки. Игру начинает один из спортсменов нападающей команды, определенной жеребьевкой. Он въезжает на «площадку вызова» соперников, мечет копье с мягким наконечником из кожи или ткани в одного из их игроков, разворачивается и скачет к своей команде. Вызванный игрок бросается в погоню, стараясь поразить вызвавшего брошенным копьем, пока тот не пересек лицевую линию. Когда все игроки нападающей команды примут участие в ИССИНДИ, она становится обороняющейся, а ее соперники поочередно выступают в роли вызывающих. Оценивают игру путем подсчета очков, полученных игроками каждой команды.
КАБАХИ - армянская конная национальная игра, стрельба со скачущей лошади из лука в цель, расположенную на высоком столбе.
КОКПАР - (кокпари, козлодрание,), борьба всадников за тушу козла (улак), одна из самых популярных конных игр у народов Средней Азии, Казахстана и Афганистана. Проводят ее на ровной площадке размером 300x400x20x30 м. Играют 2 команды с равным числом всадников (5—10 и более). С обеих коротких сторон площадки флажками обозначают ворота. Задача состоит в том, чтобы поднять положенный на землю в центре площадки улак и завезти его в свои ворота как можно большее число раз. В полном смысле нелегко приходится в игре всадникам, потому что туша козла (без головы) весит 30-40 и даже 50-60 кг. Разрешается отнимать улак у противников, передавать и перебрасывать его своим игрокам, поднимать с земли. Запрещается поднимать лошадь на дыбы, бить с разгона грудью своей лошади других лошадей, удерживать, пугать и бить их, а также привязывать поднятый улак к себе или седлу. После того как улак завезен в ворота, игру возобновляют с центра поля. Продолжительность ее 15 мин. Если за это время команды завезут улак в свои ворота одинаковое число раз, назначают еще 15 мин игрового времени. При повторном ничейном счете команды выделяют по одному всаднику, и в их единоборстве в течение 10 мин решается исход игры.
КОНКУРС ФРИЗСКИХ ЛОШАДЕЙ. Проводится раз в 5—6 лет в северной части Нидерландов, во Фрисландии. Жюри оценивает каждую лошадь, отбирая лучших. Эти лошади — своеобразный символ Фрисландии: вороные кобылы, иногда со светлой отметинкой на голове, легко везут рысью нарядный экипаж. Знамениты там и КОННЫЕ КАДРИЛИ: юноши и девушки в национальных костюмах выступают с показом фигурной езды на вороных фризских лошадях верхом. В СОРЕВНОВАНИЯХ УПРЯЖЕК чаще всего участвуют семейные пары. Кучеру надо резво провести экипаж между стойками с нанизанными на них кольцами, а женщине постараться снять эти кольца, не прозевав и не уронив ни одного.
КУМС АЛУ - казахская джигитовка, поднимание с земли на полном скаку лошади небольших предметов.
КУРЕШ - поясная борьба киргизов на лошадях с целью стащить противника с коня. Проводится на неосёдланных лошадях.
КЫЗ КУУ (казах. — "догони девушку") - конная игра народов Казахстана и Средней Азии, ставшая в последнее время популярной среди конников России. На прямом отрезке длиной 300—400 м перед зрителями стремительно скачет всадница, а за ней — джигит, который, начав скачку сзади на 2 корпуса лошади, пытается догнать и поцеловать девушку (в другом варианте игры — снять на скаку с ее руки шарф или платок). Доскакав до конца дистанции, всадники поворачивают назад. Теперь впереди скачет джигит, а девушка догоняет его и наказывает ударами плети. Победу в соревнованиях присуждают паре, показавшей наибольшую артистичность, ловкость, умение уверенно управлять лошадью на максимально резвой скачке. Оценивают также внешний вид: костюмы всадников, снаряжение и экстерьер лошадей.
ЛАТВИЙСКАЯ КОРЗИНА- Эта игра раньше была очень популярной в Латвии. Ее начинали девочки-латышки в день, когда зажигают костры и поют большие хоры, и все надевают старинные костюмы с украшениями. На лугу выстраивается невысокая квадратная загородка размером 3х3 м. Туда накладывают солому, сухие елочки и сосенки. Вечером, когда горят костры, зажигается и эта «латвийская корзина». Из леса вылетают девчонки на неоседланных лошадях и прыгают через огонь — «латвийскую корзину». Воздух, который толкала перед собой прыгающая лошадь, раздвигал огонь и дым, и огонь не причинял вреда ни лошади, ни всаднице.
ЛЕДЯНОЙ ГОРОД -старинная русская игра. Всадники атакуют охраняемые ледяные укрепления, пытаясь одолеть защитников и пробить брешь в толстых снеговых стенах, облитых водой. Если им это удаётся, то они врываются в "город" и пленяют его "население".
ЛЕЛО - грузинский название ПАПАХ-ОЮНУ. ЛИСИЧКА - конно-спортивная игра. Участники, изображающие охотников, догоняют всадника — «лисичку» и снимают у него с плеча лисий хвост или заменяющий его платок. Если игра проходит в манеже, в ней обычно участвуют 3 всадника, которые поочередно в течение 2—3 мин выполняют роли 2 охотников и «лисички». Победителем считают участника, который, будучи «лисичкой», дольше других уклонялся от преследователей и не давал им снять с себя платок. Когда игру проводят в поле, группа, состоящая из нескольких охотников во главе с вожаком, сначала находит выехавшую раньше их «лисичку» по следу (мелко нарезанным кусочкам бумаги), а затем в заранее определенном месте ("районе травли") начинает охоту, как и при игре в манеже. Ее продолжительность устанавливают заранее. Определяют также пункт окончания охоты — нору, где «лисичка» укрывается от преследования.
МАКАНАХАХ - армянская спортивная игра с мячом и клюшками (маканами) типа поло. В конном варианте размеры поля 100x60 м, ворот — 8x2 м. Мячом служит набитый волосом кожаный шар диаметром 15 см, длина маканов — 140 см. В каждой команде по 6 всадников. Вратарь (№1) не отдаляется от ворот больше чем на 12м. Игроки № 2 и 4 играют только на левой половине поля, по отношению к своим воротам, а игроки № 3 и 5 — всегда на правой.Капитаны команд (№ 6) играют по всему полю.
МАРУЛА - грузинская национальная скачка на дистанцию 25 км и более, в которой участвуют подростки не старше 15 лет.
МКЕРДАОБА - грузинская скачка с резкими поворотами.
МОКНЕВА — в Грузии: показ всадником сноровки в управлении лошадью. Он должен проехать два-три раза внутри площадки длиной 25—30 м и шириной 4—5м галопом до ее границ, резко разворачивая коня и не позволяя ему переступить черты, ограничивающей площадку. За разворот дважды через одно и то же плечо или далеко от площадки всаднику начисляют штрафные очки.
МТИДАН ДАШВЕБА - скачка по горной местности. Очень популярна в Хевсуретии (горная Грузия). Почти весь маршрут скачки состоит из подъемов и спусков, а всадники скачут на неоседланных лошадях и держатся за гриву или пояс, которым обвязывают живот коня. По темпераменту напоминает итальянскую скачку — «палео в Сиене»
НИЗАКИ-НЕТУМ - старинная игра горцев, напоминающая рубку позы у военных. Существует много ее разновидностей, например поражение цели на быстром аллюре копьем или из лука (кабахи), броском гранаты в кольцо, поражение цели арканом (аркан-тарташ), в кольцо и т. п. При первом варианте игры всадник по команде судьи на галопе хватает с подставки (высотой 2 м) колье, подбрасывает его в воздух и на лету ловит, после чего наносит укол в чучело, лежащее на земле, далее наносит укол в мяч, находящийся на второй подставке, затем бросает копье в кольцо, находящееся наверху трехметрового столба, продолжая маршрут, он хватает с третьей подставки гранату и кидает ее в следующее кольцо. Цели, которые должен поражать всадник, располагаются по прямой линии на расстояние 25 м одна от другой. Как только всадник взял копье, стартер отмахивает флагом, включает секундомер, по выполнении последнего задания и сигналу у финиша судья останавливает секундомер. Для состязания каждая команде выставляет по 6 всадников. Очередность выступления команды определяется жеребьевкой. Команда выстраивается за 50 м до первой подставки. За каждую чисто пораженную цель дается по одному очку (цель считается пораженной чисто, если поражена боевым концом копья). Время прохождения дистанции учитывается по секундомеру. Победа присуждается команде, набравшей наибольшее число очков за чисто пораженные цели и лучшую резвость. Резвейшей команде приплюсовывается 4 очка, а у прошедшей дистанцию тише всех вычитывается 4 очке. Всадник, перешедший на дистанции с галопа на рысь или сделавший остановку перед хваткой копья, гранаты или перед броском, выбывает из соревнования. Игра может проводиться по скаковой дорожке ипподрома, на любом стадионе или ровной грунтовой дорожке.
ПОДАРЫШ - киргизская спортивная борьба на лошадях. Соревнования проводят в 4 весовых категориях. Побеждает всадник, которому удалось сташить противника с лошади или свалить его вместе с ней.
«ПАЛЕО» города Сиены - знаменитые в Италии скачки без седла на лошадях по городским улицам и небольшой площади в центре. Проводятся два раза в год, в июле и августе. Каждая улица, каждый дом на ней «болеют» за своих участников—выставленных их жителями на эту скачку всадника и лошадь. Всякое случается на палео в Сиене—падают и разбиваются на крутых поворотах мостовой люди и лошади, но риск и страсть к победе затмевает опасность.
ПАПАХ-ОЮНУ -(отними папаху) — веселая, красочная конноспортивная игра. Ее родина — Азербайджан. Содержание игры: каждый всадник старается захватить головной убор другого участника игры и сохранить свой. Всадники без головного убора спешиваются (у них отбирают лошадей) и ударами папах прогоняются с поля. Существуют два варианта этой игры: показательный и спортивный, В первом участвуют I всадница и 5 всадников. Всаднику, сохранившему свой головной убор и захватившему два других, засчитываются 1 очко. Всадница получает очко за два головных убора, причем головной убор со всадницы не похищается. Оценка игры ведется по 5-балльной системе с учетом умения управления лошадьми и артистичности исполнения. В спортивном варианте игра проводится между двумя командами в таком же составе (каждая по одной девушке и 5 всадников). Головные уборы похищаются у команды противника. Побеждает команда, получившая за 15 минут большее количество очков. Игра может проводиться на скаковой дорожке ипподрома, стадионе, ровной нежесткой полевой площадке размером 200X30 м.
ПУШБОЛ - спортивная командная конная игра с большим тяжелым мячом (диаметром ок. 130—150 см). Всадники толкают мяч и стараются загнать его в ворота соперников. Исход игры определяет соотношение забитых мячей.
РАДИ (радробагани) - грузинская национальная конная игра с мячом, разновидность ЦХЕНБУРТИ. Участвуют 4 игрока. Продолжительность РАДИ 5 мин. Задача — подбросить вверх мяч и на скаку поймать его на ракетку-чоган. Выигрывает тот, кому это удается 3 раза подряд.
САЙЫШ - старинная киргизская народная конноспортивная игра, единоборство всадников, вооруженных деревянными пиками.
СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВЛАДЕНИЮ ШАШКОЙ, (рубка лозы) - разновидность военно-прикладного спорта, особенно популярна в кавалерии. До серед. 1950 входили в программу всех крупных конноспортивных соревнований в СССР. На прямолинейной дистанции 200 м справа и слева поочередно устанавливали на расстоянии 12—15 м одна от другой 12 стоек с различными целями для рубки и уколов: 8 шт. свежих прямых лоз толщиной 1,5—2 см, конус из глины с основанием диаметром 15, шар (голову) из глины диаметром 10, чучело (мешок с соломой) общей высотой со стойкой 170 см. Участники соревнований по одному скакали по дистанции со скоростью не менее 500 м/мин и, нанося удары шашкой по обе стороны, срубали лозы и конус, уколом поражали шар (голову) и чучело и срывали кольцо. За каждую пропущенную или нечисто пораженную цель начислялись штраф, очки. Победителем признавали спортсмена, получившего наименьшую сумму штраф, очков, а при равенстве результатов — показавшего лучшее время. На соревнованиях в городах разрешалось уменьшать количество целей и увеличивать расстояние между ними.
СТОЙЛО -В этой игре жерди, прислоненные одним концом к торцовой стенке манежа, обозначают стойла для лошадей. Причем устанавливают на одно «стойло» меньше числа участников игры. Всадники (иногда на неоседланных лошадях) двигаются шагом в противоположную от «стойл» сторону. По сигналу судьи они поворачивают лошадей и скачут к «стойлам», стремясь занять любое свободное «стойло». Всадник, оставшийся без «стойла», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одно «стойло» на двух всадников. Пока всадники отъезжают от «стойл» к середине манежа, последнее «стойло» переставляют к боковой (прилежащей) стенке манежа. Победителем игры становится всадник, занявший последнее «стойло».
СЮР-ПАПАХ -(конный баскетбол)— очень красочная и темпераментная азербайджанская игра, развивающая ловкость, быстроту реакции и требующая от всадника мастерского управления конем, меткости броска и лихой джигитовки. Игра проводится на скаковой дорожке длиной 300—400 м. В начале и конце площадки устанавливают по трехметровому столбу, с укрепленным наверху кольцам диаметром 50 см. Вокруг столба проводится 5-метровая штрафная линия и внутри ее еще одна (1,5 м). Смысл игры: при помощи умелых передач-перебросок забросить папаху (из бараньей шкуры с длинной шерстью, набитую опилками) в кольцо противника. Все броски всадник проводит, не пересекая штрафной линии. Играют две команды (по 6 всадников в каждой). 6 нападении а каждой команде по 4 всадника, имеющие право игры по всей дистанции, а защите по 2 всадника с правом игры только на своей половине поля. Папаху игрок имеет право держать в руке только 4 секунды. Запрещено передавать папаху из рук в руки без броска. Если папаха упала, ее имеет право с хода поднять любой всадник. Игра начинается с того, что заброшенная без передержки в руках с фронта, папаха в кольцо противника дает 1 положительное очко. Заброшенная с тыла не засчитывается. Продолжительность игры — два 10-минутных тайма с таким же перерывом и сменой.
ТАРЧИА - грузинская конноспортивная игра, в которой участвуют 4 всадника: преследуемый, держащий в зубах шарф, и 3 преследователя. По сигналу судьи первый скачет в поле размером 60x60 м, а через 3 сек. стартуют преследователи. Их задача — коснуться рукой плеча беглеца, после чего он отдает шарф и становится преследователем. Побеждает участник, сумевший, будучи преследуемым, за 3 мин вернуться на линию старта с шарфом. Другие варианты игры: Проводится она на ровной площади или в поле. Время, отводимое на игру, оговаривается заранее. Играют в тарчию следующим образом. Сначала вызывают охотников принять участие в игре. Затем четвероучастников выбирают какуюлибо из присутствующих девушек судьей состязаний. Девушка, выбранная судьей, по собственному выбору вручает одному из игроков цветной платок, который она повязывает ему на руку или же прикрепляет к воротнику. После этого все четверо играющих отъезжают от судьи на 100 м. Цель игры: по сигналу судьи начать преследование всадника, у которого находится платок. В свою очередь, обладатель платка старается всеми силами избежать встречи с преследователями и обойдя их, вручить судье платок. Если это ему удастся, то он объявляется победителем, и девушка торжественно награждает его тем же платком. В случае, если одному из преследователей удастся отобрать у тарчия платок, то игра прерывается. Новый обладатель платка повязывает его себе на руку, в то время как остальные играющие отъезжают от него на 50 м, а затем по сигналу судьи начинают преследование нового тарчия. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не вручит девушке платок или не кончится установленное время. Игра может вестись и между двумя командами. В этом случае выигравшей считается команда, один из участников которой вручит судье платок. В игре всадникам запрещается хватать друг друга за одежду, конское снаряжение, толкать лошадей и прочее.
ТЕНГЕ-ЛЮ - узбекская и туркменская разновидность джигитовки. 10-20 платков (или бумажные деньги) раскладываются на расстоянии 20м. один от другого. Всаднику нужно поднять их на полном скаку.
ТЫЙЫН-ЭНМЕЙ - киргизский национальный вид спортивной джигитовки, во время которой с земли на полном скаку поднимают мелкие предметы, главным образом монеты.
УЛАК - узбекский вариант БУЗКАШИ. УЛАК-ТАРТЫШ - киргизская командная игра с тушей козла. Для УЛАК-ТАРЫШ оборудуют игровую площадку шириной 250—500 м., длиной 500—1000 м. В центре площадки или на стартовой линии размечают финишный круг диаметром 1,5—2 м. Команды-участницы выстраиваются на одном конце площадки, а на другом (в условленном месте) кладут тушу козла. По команде все участники скачут к улаку, стараясь завладеть им, доставить его к финишному кругу и забросить в него. Тушу разрешается отнимать у соперников. Продолжительность игры 30 мин. Побеждает команда, которая чаще других забрасывала улак в круг.
ЦХЕНБУРТИ, (чоганбурти) - грузинская национальная конная игра с мячом. На ровной прямоугольной площадке размером 150—300x75—200м. команды, каждая из которых состоит из 6 всадников (вратаря, 2 защитников и 3 нападающих), играют резиновым мячом, перекидывая его ракеткой с длинной ручкой (чогани). Цель игры — забить мяч в ворота. Продолжается ЦХЕНБУРТИ 2 периода по 20 мин.
ЧАВГОНОБОЗИ, (гуибози) - таджикская национальная игра, конный вариант которой сходен с конным поло. На большом прямоугольном поле игроки клюшками (чавганами) гоняют деревянный мяч (гуй), стараясь загнать его за свою лицевую линию.
ЧОВГАН - азербайджанская национальная командная конная игра, вариант конного поло. Цель игры — забить мяч в ворота противника. Для ЧОВГАН поле размером 90—250x60—120 м разделяют средней линией. В каждой команде 5—6 игроков (вратарь, защитники, нападающие). Защитники не покидают свою половину поля, а нападающие не въезжают в полукруглую площадку диаметром 5м перед воротами противника. Продолжительность игры — 2 периода по 15 мин с перерывом 10 мин между ними.
ЧОПАНАХАХ - армянская национальная конная игра — борьба 2 всадников. Для проведения ЧОПАНАХАХ в середине площадки вкапывают столб высотой 1,5 м, к которому прикрепляют 2 крепкие веревки. Свободными концами веревки привязывают к задним лукам седел участников игры. Задача борьбы — не слезая с лошади, обвить веревку противника вокруг столба и, ограничив тем самым его подвижность, скинуть соперника на землю или повалить его вместе с лошадью.
ЧОУГАН - узбекский аналог ЧАВГОНОБОЗИ.
Источник: http://konniimir.narod.ru/konigri.html